Контактная информация: Тел.: +7 (72137)-7-17-02  Email: saransch6@mail.ru

Послание Президента РК
 
BILIMAL
 
BILIMAL
 
ЭКСПО 2017
 
К сведенью родителей
 
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
Главная » Религиозный экстремизм »

Религиозный экстремизм

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН  "О противодействии экстремизму"

 

Законодательство Республики Казахстан о религии.

 

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

по КГУ ОШ№6

 

Сегодня мы часто слышим об экстремизме, радикализме, религиозном экстремизме, терроризме и фундаментализме. Но что все это значит? Что кроется за примелькавшимися словами? – Реальные, хотя и очень непростые явления, и процессы современной жизни или, может быть, что-то совершенно неопределенное, а сами понятия – лишь удобные ярлычки, модные политические наклейки, а то и клейма наподобие не столь уж давних «врагов народа», которыми метили неугодных либо просто попавшихся «под горячую руку»?

Вопросы не из легких. Но совершенно ясно, что, не попытавшись определить, уяснить для себя значение слов или, выражаясь точнее, терминов, бессмысленно спорить о причинах и опасных проявлениях экстремизма, радикализма и т.д. и о том, как бороться с такими феноменами, которые мы и понять-то толком не можем.

Итак, начнем с уяснения понятий или терминов. Все упомянутые слова пришли к нам из латыни. Понятия «экстремист» и «экстремизм» восходят к латинскому слову «экстремус», означающему «крайний». Согласно самым различным словарям, экстремист – это сторонник крайних мер, человек, придерживающийся крайних взглядов. Экстремизм же, соответственно, - «приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам, решениям, прежде всего в политике и идеологии. (Казахстанская политологическая энциклопедия. – Алматы, 1998, с.391).

Спорным и во многом неясным и по сей день является определение экстремизма религиозного. С собственно религиозной точки зрения такового просто быть не может, ведь религия в идеале должна учить добру. Но в жизни мы слишком часто видим иное. От чего же это происходит? – От того, что кто-то просто прикрывается религией или потому, что некто по-своему истолковывает вопросы веры, а значит, и правила собственного поведения?

Экстремизм и, соответственно, одна из его самых чудовищных форм - терроризм представляют собой «правовой нигилизм». (Политология. Краткий словарь. Ростов-на-Дону… с.433). Он рождается там и у тех, у кого крепнет убежденность, что в рамках закона бороться со злом невозможно. Убежденность эта может укрепляться как самой действительностью, так и массовой культурой. Так в огромнейшей части порой увлекательных, порой психологически напряженных фильмов и телесериалов мы видим героев, сражающихся со злом своими собственными, далекими от собственно правовых, методами. Герои эти нередко становятся и следователями, и судьями, и исполнителями приговора, утверждая взрывчаткой и пулей собственную правоту. Конечно, у искусства свои законы; и правы те, кто считает, что «все жанры хороши, кроме скучного». Но остается фактом, что массовая культура, по сути, подготавливает и общественное, и индивидуальное сознание к приятию экстремизма и насилия, как чего-то столь же естественного и неизбежного, как, к примеру, зимний снег.

Исследователи так же отмечают, что у экстремизма, и в том числе этнического и религиозного есть и очень серьезные социальные и экономические основы: тяжелые и подчас ухудшающиеся условия жизни населения той либо иной страны или региона, «ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов, падение исполнительной дисциплины». Ко всему этому добавляются уже такие факторы, как «распад прежней системы ценностей (в странах бывшего СССР); нарастание чувства ущемленности национального достоинства», рост убежденности в несправедливости распределения богатств и установившегося порядка вещей в целом.

Но, касаясь проблемы экстремизма и терроризма, было бы уместно разграничить, по крайней мере, три его слагаемых.

Первое проявляется в деятельности узких, строго законспирированных групп, члены которых могут быть по своему, особенно в быту, неплохими людьми. Но такие люди поглощены идеями, перед которыми меркнет значимость конкретной человеческой жизни. Именно о них писал Евг. Евтушенко: «Вот он корень всемирного горя! Человечество – это одно. А старуха, как данность – другое. И жива или нет – все равно». Такие идейные бойцы за собственное видение истины готовы пойти на все, вплоть до террора. Подобного рода объединений, причем выступающих с самых разных идеологических позиций, немало и сегодня. Просто пропагандой, воспитанием масс, «совершенствованием социальных отношений», ростом экономики и занятости населения их не осилишь. Здесь требуется деятельность спецслужб.

Второе слагаемое экстремизма и его питательная среда – это преступный мир, включающий и организованную преступность. Там, где жизнь человеческая ничего не стоит, не столь уж сложно направить энергию в русло этнического или иного экстремизма. И здесь для нас особенно страшно то, что в условиях распада прежней системы ценностей и порою очень поверхностного возрождения собственно гуманистических граней религиозности, жизнь человеческая обесценивается в глазах немалого числа молодежи. Однако можно с достаточно уверенностью полагать, что улучшение криминогенной обстановки в целом повлечет за собой ослабление и этой составляющей экстремизма.

Третье - несравненно многочисленнее и его очертания размыты. При соответствующих обстоятельствах в орбиту экстремизма здесь могут быть втянуты колоссальные массы людей, в том числе и далеко не преступных по своей сути.

Если, касаясь собственно терроризма, специалисты жестко констатировали: «С террористами нельзя договариваться. Их нужно только уничтожать», то как быть в случаях массовых вспышек насилия? А вспышки эти отнюдь не связаны лишь с так называемым религиозным фанатизмом и «отсталым Востоком. Вот это-то, третье слагаемое экстремизма, способного перерастать в массовые столкновения, и требует нашего особого внимания и усилий, как государства, учебных заведений и, соответственно, педагогов, так и религиозных объединений, национально-культурных центров и, конечно же, самой молодежи и. прежде всего, ее лидеров. Здесь особенно важна роль профилактики экстремизма.

Вполне понятно, что на первом месте в такой работе всегда будет стоять совершенствование социальных отношений, рост экономики и ощущение массами того, что каждый гражданин законными средствами способен добиться удовлетворения своих потребностей. Полного идеала здесь нигде и никогда еще не было достигнуто. Но чем больше будет сделано, тем слабее будет социальная опора экстремизма.

Второй важнейших фактор – СМИ и художественная культура в целом. Он требует особого разговора. Следует только отметить, что потоки информации, формы ее подачи, а также демонстрация деталей, наряду со слухами могут иметь колоссальное значение и сыграть роль детонаторов взрывов экстремистских настроений. ( Подробнее см.: Семин А.Н. Письма. Жалобы. Слухи. – Екатеринбург, 2005). И третий – система воспитания и образования. Такая система, которая способна не просто последовательно демонстрировать ущербность экстремизма и абсолютную недопустимость терроризма, но и направлять энергию молодежи в русло, полезное для нее самой, а также для общества и государство. Молодые не могут жить без приключений, без дел и азарта. Поэтому и детские и молодежные лагеря, и спорт, и художественное творчество, и благотворительность и т.д. принципиально значимы для профилактики какого бы то ни было экстремизма.

Вполне понятно, что в системе воспитания и образования в самом широком смысле слова должны занять особое место идеи веротерпимости и взаимоприятия различных культурных и национальных традиций в тех рамках, в которых они не противоречат законам и общественному порядку.

Созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений основана на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнёрства и стремления к взаимопониманию. Это итог целенаправленной политики Главы государства Н.Назарбаева. В сфере обязательств в области прав верующих Казахстан эффективно взаимодействует с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Тесное сотрудничество с Центром ОБСЕ в Алматы способствовало созданию в стране нормативно-правовой базы, направленной на равенство прав и свобод всех граждан независимо от их религиозной и этнической принадлежности. И в заключении мне хочется напомнить слова Президента РК Назарбаева Н.А.: «Никто не вправе забывать известную истину: Создатель- один, Вселенная- одна ,небо безбрежно, значит, всем нам –как детям одного отца и одной матери -завещано жить в мире и согласии друг с другом». Давайте делать всё от нас зависящее, чтобы мы могли жить в мире.

 

 

   

 

 

Национальный  перечень запрещенных в

Казахстане террористических структур следующих зарубежных организаций

 

Наименование организации

Деятельность запрещена на основании

1.

Аль-Каида

решения Верховного Суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года

2.

Курдский народный конгресс

решения Верховного Суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года

3.

Исламское движение Узбекистана

решения Верховного Суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года

4.

Организация освобождения Восточного Туркестана

решения Верховного Суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года

5.

Асбат-аль-Ансар

решения Верховного Суда от 15 марта 2005 года

6.

Братья мусульмане

решения Верховного Суда от 15 марта 2005 года

7.

Движение «Талибан»

решения Верховного Суда от 15 марта 2005 года

8.

Боз Гурд

решения Верховного Суда от 15 марта 2005 года

9.

Жамаат моджахедов  Центральной Азии

решения Верховного Суда от 15 марта 2005 года

10.

Лашкар-и-Тайба

решения Верховного Суда от 15 марта 2005 года

11.

Общество социальных реформ

решения Верховного Суда от 15 марта 2005 года

12.

АУМ Синрике

решения суда г. Астаны от 17 ноября 2006 года

13.

Исламская партия Туркестана

решения суда г. Астаны от 17 ноября 2006 года

14.

Джунд-аль-Халифат

решения суда г. Астаны от 17 ноября 2006 года

15.

Исламская партия Восточного Туркестана

решения суда г. Астаны от 5 марта 2008 года

 

Также в 2005 году религиозная партия «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами», в 2012 году республиканское общественное объединение «Вера. Знание. Жизнь» и в 2013 году международная организация «Таблиг Джамаад» были признаны экстремистскими и, согласно решению суда, запрещена их деятельность.

 
 
 
Задать вопрос